Субъект Российской Федерации в составе Центрального федерального окр. Территория - 24,047 тыс. кв. км. Адм. центр - Липецк. Расположена в центре европейской части России, граничит с Воронежской, Курской, Орловской, Рязанской, Тамбовской и Тульской областями. Население - 1158,28 тыс. чел. (2015). Национальный состав: русские - 96,3%, украинцы - 0,9, армяне - 0,6, азербайджанцы - 0,3, представители др. национальностей - 1,9% (2010). Л. о. включает 2 городских округа, 18 муниципальных районов, 6 городских и 289 сельских поселений.
На территории Л. о. свыше 2 тыс. археологических памятников, древнейший из к-рых - Гагаринская стоянка (22-20 тыс. лет до Р. Х.), расположенная на левом берегу р. Дон, на сев. окраине с. Гагарина Задонского р-на. Обнаруженная в 1924 г., стоянка стала 1-м памятником, где впервые в СССР были исследованы остатки жилища открытого типа эпохи верхнего палеолита (костенковско-виллендорфская культура). Известны многослойные памятники на территории Липецка: Липецкое озеро (5-3 тыс. лет до Р. Х.) и Л. о.- Рыбное озеро-1 и Рыбное озеро-2 (слои эпох неолита, бронзы и раннего железного века), Савицкое (слои тех же эпох), а также Тюнинские могильники (памятники бронзового века). В первые века по Р. Х. на территории региона обитали потомки скифов, финно-угорские племена, поздние сарматы. У с. Перехваль Данковского р-на и с. Гудово Добровского р-на находятся самые северные сарматские городища (I-III вв.). Со 2-й пол. III в. получают распространение памятники группы Каширки-Седелки, оставленные населением, близким к носителям черняховской и киевской культур. Кон. IV - V в. датируются памятники группы Замятино-Чертовицкое. У дер. Мухино Задонского р-на обнаружено одно из немногочисленных в Европе гуннских захоронений.
В VIII-X вв. край осваивали восточные славяне боршевской культуры: они расположили свои поселения по берегам рек, возведя систему городищ. К кон. XI в. были освоены берега верхнего Дона, рек Быстрая Сосна, Красивая Меча и правобережье р. Воронеж. В XII - 1-й пол. XIV в. верховья Дона являлись владениями Черниговского и Рязанского княжеств. В 1237 г. на р. Воронеж рязанцы дали 1-й бой хану Батыю, в 1316 г. край разорили войска хана Узбека. К сев. окраине Л. о. примыкает Куликово поле, где в 1380 г. была одержана победа над войсками Мамая, окончательно разбитыми при преследовании их до берегов р. Красивая Меча (см. Куликовская битва). Вскоре после этого Елец стал центром новообразованного Елецкого княжества. В 1395 г. край был разорен Тамерланом, ок. 1414 г., после нового набега, Елец и Елецкое княжество прекратили существование, слав. население покинуло территорию верхнего Дона, ставшую частью Дикого поля.
С включением части территории Л. о. в состав Русского гос-ва к югу от Тульской засечной черты со 2-й пол. XVI - нач. XVII в. восстанавливались и строились новые крепости: Данков, Елец, Лебедянь. С 1635 г. возводилась Белгородская черта, на к-рой основывались города Усмань (1645), Сокольск (1647, ныне в черте Липецка), Добрый (1647, ныне с. Доброе Добровского р-на), Дёмшинск (с 40-х гг. XVII в. Дёмшинский стоялый острожек, город с 1683, ныне с. Никольское Усманского р-на), Белоколодск (1663, ныне с. Пады Липецкого р-на). В Романове (город с 1614, ныне с. Ленино Липецкого р-на) в 1652 г. построены укрепления, он был также включен в Белгородскую черту. Строительство городов-крепостей и укрепление границы способствовали новому заселению и освоению земель верхнего Дона.
В 1693 г. на р. Белый Колодезь по инициативе и на средства дьяка приказа Большой казны К. С. Борина был построен 1-й вододействующий железоделательный завод, при к-ром образовался пос. Боринские Заводы (ныне с. Боринское Липецкого р-на). Для Азовских походов 1695 и 1696 гг. Петра I Алексеевича на сокольской и добровской верфях строились легкие суда. В 1700 г. на Боринских заводах начали отливать пушки. По берегам р. Воронеж шла заготовка корабельного леса, который отправляли на воронежские и местные верфи. Для удовлетворения возраставших потребностей флота в снаряжении и вооружении в с. М. Студёнки Липские был построен В. Липский железоделательный завод (начал работать в 1703); образовавшаяся при нем слобода положила начало совр. Липецку. В 1705 г. на р. Кузьминке (правый приток р. Воронеж) был построен Кузьминский якорный завод. В 1707-1712 гг. возведен Н. Липский железоделательный завод. Параллельно развитию промышленности на плодородных землях Л. о. развивалось сельское хозяйство: в крупных землевладениях вводилась специализация на посевы зерновых и технических культур, развивалось товарное животноводство.
В 1708 г. территория Л. о. вошла в состав Азовской (с 1725 Воронежская) губ. В ходе губернской реформы имп. Екатерины II Алексеевны различные части Л. о. вошли в Тульскую (1777-1929, до 1796 Тульское наместничество), Рязанскую (1778-1929, до 1796 Рязанское наместничество), Орловскую (1778-1928, до 1796 Орловское наместничество), Тамбовскую (1779-1928, до 1796 Тамбовское наместничество) и Воронежскую (1779-1928, до 1796 Воронежское наместничество) губернии.
В 1779 г. слобода Липские (Липецкие) Железные Заводы получила статус уездного города и была переименована в Липецк. Утратившие военное и экономическое значение города Белгородской черты Добрый, Сокольск, Романов стали селами. Слобода Тёшевка получила статус города с названием Задонской (позднее и ныне Задонск). Подтверждены городские статусы Ельца, Данкова, Раненбурга (ныне Чаплыгин) и Усмани.
В 1795 г. Липские (Липецкие) заводы, истощив топливные и сырьевые ресурсы и не выдержав конкуренции с уральскими, олонецкими и др. заводами, были официально закрыты, оборудование перевезено на новый завод в Луганск (ныне на Украине).
Липецкие железистые целебные источники были издавна известны местному населению (по преданию, открыты Петром I). В 1800 г. в Липецк на воды начали приезжать первые пациенты, в 1802 г. на средства городской думы был благоустроен колодец с минеральной водой. В городе увеличилось число врачей, минеральный источник приобрел общероссийскую известность. В мае 1805 г. имп. Александр I Павлович утвердил смету на строительство курорта «Липецкие минеральные воды». В 1865 г. было основано одноименное акционерное об-во, курорт реконструирован, введено кумысолечение, а в 1871 г.- лечение железистыми торфяными грязями. Елец в 1846 г. был уравнен в торговых правах с губернскими и портовыми городами. В 1863 г. в нем открылся 1-й в крае городской коммерческий банк, в 1888 г. построен 1-й в России общественный элеватор, развивались торговля, мукомольная и кожевенная промышленность, производство махорки, кружевной промысел, работали железнодорожные мастерские и локомотивное депо (с 1868). В Елецкой классической муж. гимназии (основана в 1871) учились И. А. Бунин, С. Н. Булгаков, М. М. Пришвин, преподавал В. В. Розанов. Предприятия в Лебедяни, Данкове, Усмани и Раненбурге гл. обр. занимались переработкой сельскохозяйственного сырья. Лебедянь и Данков были известны конными ярмарками и конно-спортивными состязаниями. Со 2-й пол. XIX в. на территории Л. о. шло строительство железных дорог. В 1866-1868 гг. была проложена линия Козлов (ныне Мичуринск) - Воронеж, в 1869 г. от ст. Грязи Козлово-Воронежской железной дороги были проложены линии на Елец и Борисоглебск, ставшие частью Орлово-Грязи-Царицынской дороги. В 1890 г. от ст. Богоявленск Рязано-Козловской железной дороги проложена линия к ст. Астапово (ныне Лев Толстой) и далее на Лебедянь, Данков и Троекурово. В 1891 г. эти линии были объединены под управлением об-ва Рязано-Уральской железной дороги. Линия Астапово - Лебедянь была протянута до Ельца, в 1899 г. железная дорога от Данкова была доведена до Смоленска. В 1896 г. проложена линия Елец - Касторная. В нач. ХХ в. в Липецке был введен в действие Сокольский металлургический завод (ныне «Свободный сокол»). Среди известных уроженцев края и тех, чьи жизнь и творчество с ним связаны,- писатели А. М. Жемчужников, Л. Н. Толстой, Андрей Белый, Е. И. Замятин, художники Б. М. Кустодиев, Н. В. Орлов, Н. П. Ульянов, пианист К. Н. Игумнов, композитор Т. Н. Хренников, ученый, гос. и общественный деятель П. П. Семёнов-Тян-Шанский, историки и археографы П. И. Бартенев и Н. П. Барсуков, философ-социалист Г. В. Плеханов.
К нач. 1918 г. во всем регионе была установлена советская власть. Во время гражданской войны, в авг.-сент. 1919 г., войскам ген. К. К. Мамантова (Мамонтова) удалось взять Раненбург, Лебедянь, Елец, Задонск, Усмань. В окт. 1919 г. запад и юго-запад края были заняты частями Вооруженных сил Юга России, бои шли в районе Ельца и Задонска. В нояб. того же года белые войска оставили территорию региона. В 1920-1921 гг. часть земель совр. Л. о. была охвачена антибольшевистским крестьянским Тамбовским восстанием.
В 1918 г. Липецк стал базой советского авиаотряда. В 1923 г. здесь расположилась высшая летная школа, на базе к-рой в 1925 г. открылась нем. авиационная школа. С 1933 г. действовала Высшая военно-техническая школа ВВС Красной Армии (с 1960 Центр боевого применения и переучивания летного состава (Липецкий авиацентр)).
В 1928 г. весь регион вошел в состав Центральночернозёмной обл. Затем отдельные территории входили в Воронежскую (1934-1954), Курскую (1934-1954), Орловскую (1937-1954) и Рязанскую (1937-1954) области.
Во время коллективизации раскулачиванию подверглись более 3,5 тыс. крестьянских хозяйств края. В ходе индустриализации крупными промышленными центрами стали Елец и Липецк, в к-ром в 1934 г. начал работу Новолипецкий металлургический завод (ныне Новолипецкий металлургический комбинат). В Данкове построен щебеночный завод; в этом городе, а также в Усмани, Раненбурге, Лебедяни, Задонске развивалась пищевая промышленность.
Во время Великой Отечественной войны, к кон. осени 1941 г., герм. войсками был оккупирован запад совр. Л. о. (полностью или частично занята территория совр. Измалковского, Долгоруковского, Становлянского, Елецкого, Тербунского и Воловского районов); в нач. дек. захвачен Елец. В результате Елецкой наступательной операции к 18 дек. 1941 г. оккупированные районы были освобождены Красной Армией. В июле 1942 г. герм. войска во время наступления на Сталинград вновь заняли юго-запад региона (часть совр. Воловского и Тербунского районов). В янв. 1943 г. эта территория была освобождена войсками Воронежского и Брянского фронтов в ходе Воронежско-Касторненской наступательной операции. В 1943 г. началось строительство Липецкого тракторного завода, открывшегося в следующем году. К 1950 г. объем промышленного производства в регионе превысил довоенный уровень.
Л. о. была образована указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 янв. 1954 г. из районов 5 соседних областей. В ее состав были включены: г. Липецк и 12 районов из Воронежской обл., г. Елец и 9 районов из Орловской обл., 10 районов из Рязанской обл. и 3 района из Курской обл. В 1956 г. были упразднены Больше-Полянский, Грачёвский, Дмитряшевский, Колыбельский, Талицкий и Чибисовский районы. В следующем году Молотовский р-н переименован в Октябрьский, Водопьяновский - в Донской. В 1959 г. упразднены Берёзовский и Липецкий, в 1960 г.- Хворостянский и Чернавский, в 1963 г.- Боринский, Донской, Октябрьский, Волынский, Троекуровский и Трубетчинский районы. В 1963 г. вместо 24 образовано 10 укрупненных районов (Данковский, Добринский, Елецкий, Задонский, Лебедянский, Липецкий, Становлянский, Тербунский, Усманский, Чаплыгинский). В 1964 г. восстановлен Долгоруковский, в следующем году - Воловский, Грязинский, Добровский, Измалковский, Краснинский, Лев-Толстовский и Хлевенский районы.
Промышленный комплекс Л. о. включает черную металлургию, машиностроение и металлообработку, пищевую, химическую, легкую промышленность; наиболее развиты металлургическая и пищевая отрасли.
Большинство верующих в Л. о.- православные. К окт. 2015 г. зарегистрировано 322 религ. орг-ции: 289 православных (входят в Липецкую митрополию РПЦ, состоящую из Липецкой и Задонской и Елецкой и Лебедянской епархий), 27 протестантских орг-ций, община Армянской Апостольской Церкви, мусульм. община, 4 иудейские орг-ции, община Иеговы свидетелей и община международного общества «Сознание Кришны».
Христианство в верховьях Дона распространялось с кон. XI в. В это время территория Л. о. входила в Черниговскую (до 1198; см. Черниговская и Новгород-Северская епархия) и Рязанскую (с 1198; см. Рязанская и Михайловская епархия) епархии. После того как в XV в. слав. население покинуло край, история Православия в нем прервалась, возобновившись с новым заселением региона во 2-й пол. XVI в. С этого времени началось храмостроительство и основание первых обителей: елецкого во имя Св. Троицы мужского, задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы, лебедянского во имя Св. Троицы, данковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского мон-рей. Ряд обителей верхнего Дона выполняли функции пограничных крепостей. На заселяемых землях возникли крупные вотчины, в т. ч. патриаршая и московских монастырей (Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужского монастыря и Новоспасского московского в честь Преображения Господня мужского монастыря).
В XVII - 1-й пол. XVIII в. территория Л. о. была подчинена Рязанской (сев. часть) и Воронежской (юж. часть) епархиям, а с кон. XVIII до сер. ХХ в. различные территории региона входили в Тамбовскую (центральная, вост. и юго-вост. части; см. Тамбовская и Рассказовская епархия), Орловскую (зап. и юго-зап. части; см. Орловская и Болховская епархия), Рязанскую (сев. часть), Тульскую (сев.-вост. часть; см. Тульская и Ефремовская епархия) и Воронежскую (юж. часть) епархии.
На землях Л. о. существовали Данковское (основано в 1813), Лебедянское (основано в 1815, уездное - с 1818, закрыто в 1851), 2 Задонских (приходское основано в 1819, уездное в 1837, объединены в уездное в 1854), Липецкое (основано в 1829) и Раненбургское (основано в 1868) духовные уч-ща. В Липецком ДУ в 1838-1839 гг. греч. язык преподавал А. М. Гренков (в монашестве прп. Амвросий Оптинский); преподавателем уч-ща, а позднее и настоятелем училищной Софийской ц. служил местночтимый подвижник благочестия прот. Иоанн Михайлович Рождественский († 1898). Выпускником Лебедянского ДУ был миссионер еп. Симбирский Варсонофий (Охотин), Данковское ДУ окончили миссионер еп. Уфимский Дионисий (Хитров), архиеп. бывш. Калужский Онисифор (Пономарёв), Рязанский еп. Борис (Скворцов), прот. сщмч. Иоанн Кочуров, издатель, публицист и миссионер В. М. Скворцов; лат. язык в Раненбургском ДУ преподавал А. Л. Преображенский (впосл. митр. Ярославский сщмч. Агафангел).
Уроженцами края являются Херсонский архиеп. свт. Иннокентий (Борисов), свт. Феофан Затворник (Говоров), оптинский старец прп. Нектарий (Тихонов), афонский подвижник прп. Силуан (Антонов), прот. сщмч. Иоанн Кочуров; с Липецкой землей связано служение свт. Тихона Задонского, прп. Илариона (Фомина) Троекуровского, прп. Иоанна (Быкова) Сезёновского (1791-1839).
К 1917 г. на территории Л. о. действовали 13 мон-рей и более 500 храмов. В 1919 г. были вскрыты мощи (см. ст. Вскрытие мощей) свт. Тихона Задонского, почивавшие в задонском Рождество-Богородицком мон-ре. В том же году принято решение об учреждении Липецкого викариатства, однако замещено оно не было. Фактически это вик-ство существовало в Тамбовской (с 1929 в Воронежской) епархии с 1926 г. на территории Липецкого у.; 1-м архиереем назначен еп. сщмч. Уар (Шмарин). В кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. началось массовое закрытие храмов и ликвидация мон-рей. Кафедральный собор в честь Рождества Христова закрыт в 1931 г., в Липецке разрушены Троицкий (в 1931) и Покровский (в сер. 30-х гг. XX в.) храмы. По данным на 8 июня 1936 г., в Липецке действовали 3 храма, в Трубетчинском р-не - 15, в Боринском - 11, в Лебедянском - 26. 8 июня 1935 г. арестован еп. Уар, а в 1937 г. вместе с группой священнослужителей и мирян - Липецкий еп. Александр (Торопов), после чего управление приходами осуществлял митр. Сергий (Страгородский; с 1943 патриарх Московский и всея Руси). В ХХ в. на территории Л. о. существовали также следующие вик-ства: Задонское (в нач. 20-х гг. в составе Воронежской и Задонской, в 1993-2003 - Воронежской и Липецкой, в течение 2003 - Липецкой и Елецкой епархии); Елецкое (в 1906-1937 в составе Орловской епархии; в 20-х гг. действовало как самостоятельная Елецкая епархия); Раненбургское (в 1924-1931 в составе Рязанской епархии).
К нач. Великой Отечественной войны в Липецке были закрыты все храмы, на территории Л. о. репрессировано более 1 тыс. священнослужителей. В крае не действовал ни один мон-рь. В 1943 г. в Липецке была открыта 1-я в городе и районе Христорождественская ц. в Студёнках. Тогда же управление приходами на территории бывш. Липецкого вик-ства перешло от митр. Сергия к временно управляющему Воронежской епархией Курскому еп. Питириму (Свиридову; впосл. митрополит), а затем к Воронежским архиереям. Остальные районы Л. о. по-прежнему входили в Орловскую, Тамбовскую, Рязанскую и Тульскую епархии. В 1946 г. возобновились богослужения в липецкой кладбищенской Преображенской ц. К 1948 г. на территории Л. о. было открыто ок. 30 храмов. В том же году уполномоченные Совета по делам РПЦ получили право не регистрировать духовенство, имевшее судимость. Священнослужители и церковные общины были вынуждены выплачивать завышенные налоги, ужесточалась борьба с «нелегальной религиозной деятельностью». В 1954 г., после образования Л. о., вся ее территория вошла в состав Воронежской и Липецкой епархии.
По данным на 1 янв. 1955 г., в Л. о. насчитывалось 30 церквей и молитвенный дом, в штате состоял 51 священник. С июня 1954 по 1 янв. 1955 г. в облисполком поступило 34 ходатайства об открытии 11 церквей, однако ни одно из них не было удовлетворено (ГАЛО. Ф. Р-2184. Оп. 1. Д. 1. Л. 64-65). Местные власти проводили «разъяснительную работу» в населенных пунктах, жители к-рых просили об открытии церквей, священникам запрещалось участвовать в организации коллективных прошений. Постепенно количество таких обращений сокращалось, из-за постоянных отказов верующие не видели смысла подавать новые ходатайства (Там же. Л. 47).
Со 2-й пол. 50-х гг. XX в. усилилось экономическое давление на священнослужителей и приходы. В этот период не менее 9 священников бедных приходов Л. о. были вынуждены оставить службу как «несостоятельные плательщики». С июля 1963 г. при гор- и райисполкомах создавались комиссии содействия по контролю за соблюдением законодательства о культах. Их деятельность была направлена на усиление наблюдения за жизнью приходов и активизацию вмешательства в нее. В Липецке была уничтожена Вознесенская ц., в Ельце взорваны Сретенская ц. и Троицкий храм в Засосенской слободе, в некоторых селах закрыты переданные ранее верующим храмы. Если до 1962 г. в Л. о. действовал 31 храм, то к 1971 г. их осталось 25. К нач. 70-х гг. XX в. в городах продолжали действовать 8 храмов, в Липецке и Ельце было по 2 прихода. В областном центре на праздничные богослужения в храмы при их небольшой вместимости приходило до 3 тыс. верующих в каждый. Тогда же по решению липецкого горисполкома был засыпан св. источник у Древнеуспенской ц.; засыпаны также св. источники близ Задонска, у сел Троекурово Лебедянского р-на и Нов. Дубовое Хлевенского р-на. Власти оказывали адм. давление на верующих, собиравшихся в Задонске накануне памяти свт. Тихона. В 1973 г. в Липецке была разрушена Успенская кладбищенская ц. на пл. Победы. В 1974 г. власти Задонска отобрали у верующих Успенский собор на Центральной пл. под предлогом создания в нем краеведческого музея, предоставив взамен Троицкую ц. бывш. задонского Тихоновского во имя Св. Троицы (Скорбященского) женского монастыря.
В 1986 г. по решению Липецкого облисполкома в храмах региона проводился учет церковного имущества: были составлены описи и выполнены фотографии ценных икон, серебряной утвари и других предметов (ГАЛО. Ф. Р-2184. Оп. 1. Д. 27. Л. 154-157, Д. 28. Л. 24-27). До кон. 80-х гг. власти продолжали отклонять просьбы верующих о регистрации новых общин. В канун тысячелетия Крещения Руси областное управление культуры намеревалось открыть в Древнеуспенской ц. пирожковую или зал игровых автоматов, однако этому воспрепятствовали липецкие краеведы, разместив в храме музейную экспозицию, часть которой была посвящена правосл. культуре. Здесь впервые был экспонирован клад церковной утвари, найденный во время реставрации крыши Владимирского собора задонского Рождество-Богородицкого мон-ря; впосл. эти предметы были возвращены Воронежско-Липецкой епархии.
В 1988 г. в Л. о. началось движение за возвращение верующим храмов и мон-рей; в том же году Церкви был передан Казанский храм в Таволжанке (в черте г. Грязи). В авг. 1991 г. состоялось 2-е обретение и перенесение из орловского кафедрального собора в недавно возвращенный верующим Владимирский собор задонского Рождество-Богородицкого мон-ря мощей свт. Тихона Задонского. К авг. 1993 г. верующим были переданы более 50 храмов и 2 монастыря - задонский Рождество-Богородицкий мужской и задонский Тихоновский в честь Преображения Господня женский. К 1 янв. 1994 г. в Л. о. действовали 72 прихода и 2 монастыря. На реставрацию храмов из бюджета области и города тогда же было выделено 50 млн р. (ГАЛО. Ф. Р-2529. Оп. 1. Д. 78. Л. 158-159). Решением Синода от 7 мая 2003 г. из Воронежской и Липецкой епархии была выделена Липецкая и Елецкая епархия в границах Л. о. 29 мая 2013 г. в тех же границах образована Липецкая митрополия, включившая Липецкую и Задонскую, а также Елецкую и Лебедянскую епархии.
На территории Л. о. значительных центров «старой веры» не возникло. Согласно офиц. статистике, в сер. XIX в. в Липецке, Лебедяни, Усмани, Задонске и в их уездах старообрядческое население отсутствовало. В кон. XIX в. в Данковском у. проживали 126 беспоповцев, в Усманском у.- 3 поповца; в Липецком, Лебедянском, Задонском, Елецком, Раненбургском уездах старообрядцы не проживали (Распределение старообрядцев и сектантов по толкам и сектам. Б. м., 1901. С. 11, 15, 17, 18). В наст. время зарегистрированных общин нет.
Обновленчество распространилось на территории Л. о. со 2-й пол. 1922 г. В конце того же года обновленческим Липецким «епископом» стал Василий Знаменский. В 1928 г. возникло Воронежское областное митрополитанское церковное управление (ВОМЦУ), в его состав входили Борисоглебская, Воронежская, Елецкая, Козловская, Моршанская, Острогожская, Россошанская, Тамбовская, Орловская, Старооскольская, Белгородская и Курская раскольничьи епархии (4 последние выделились из ВОМЦУ в 1934). Известны также Лебедянский и Задонские обновленческие «епископы». К нач. Великой Отечественной войны на территории Л. о. были закрыты все обновленческие храмы. В годы войны некоторые из них открылись и вскоре воссоединились с РПЦ.
Иосифлянство широко распространилось в Центр. Черноземье после того, как управлявший Воронежской епархией Козловский еп. Алексий (Буй) в янв. 1928 г. объявил об отделении от митр. Сергия и об избрании духовным руководителем митр. Иосифа (Петровых). Митр. Сергия отказались признавать более 80 приходов и до 400 священнослужителей Центральночернозёмной обл.; на территории Л. о. наибольшее распространение движение буевцев получило в современных Усманском, Елецком и Задонском районах. В марте 1928 г. священник елецкой Сергиево-Владимирской ц. Сергий Бутузов посетил в Воронеже еп. Алексия и вместе с приходом присоединился к иосифлянству; еп. Алексий направил в Елец игум. Питирима (Шумских; впосл. архимандрит), способствовавшего организации при Сергиево-Владимирской ц. жен. монашеской общины и переселению в нее мн. насельниц елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря. В Задонском р-не иосифлянское духовенство возглавлял архим. Никандр (Стуров). После высылки из Воронежа еп. Алексий в мае 1928 г. поселился в Ельце, в нач. сент. того же года он посетил Задонск. В это время Елец на короткое время становится одним из центров оппозиции митр. Сергию: еп. Алексия посещали представители общин юга России и Украины, заявлявшие о выходе из подчинения митр. Сергию и присоединении к буевцам. Весной 1929 г. еп. Алексий и мн. его последователи были арестованы. После этого большей частью иосифлянских приходов управлял проживавший в Новомосковске Бахмутский еп. Иоасаф (Попов), однако архим. Никандр (Стуров) и управляемые им приходы подчинялись Гдовскому еп. Димитрию (Любимову) вплоть до ареста последнего в нояб. 1929 г. В дек. того же года находившийся в заключении еп. Алексий письменным распоряжением передал управление иосифлянскими приходами Воронежской епархии еп. Иоасафу; это решение было санкционировано еп. Димитрием. Еп. Иоасаф руководил иосифлянскими общинами до своего ареста в янв. 1931 г. Во время массовых преследований буевцев в нач. 30-х гг. XX в. власти приписывали их влиянию большую часть крестьянских выступлений против коллективизации, имевших место, в частности, на территории современных Усманского и Елецкого районов. Если в других регионах иосифлянские общины и духовенство к сер. 40-х гг. XX в. в основном воссоединились с РПЦ, то в Центр. Черноземье большинство последователей еп. Алексия (Буя) оставались на нелегальном положении, впоследствии примкнув к катакомбному движению.
Группы истинно православных христиан (ИПХ) начали возникать на территории Л. о. в кон. 20-х гг. XX в. в Трубетчинском, Лебедянском, Липецком районах, а также на территории совр. Усманского р-на. После ареста в 1935 г. Липецкого еп. сщмч. Уара часть его паствы присоединилась к буевцам («уаровцы»). В кон. 1943 г. была арестована большая группа ИПХ во главе с проповедником Ф. И. Чесноковым, действовавшая на территории совр. Липецкой и Тамбовской областей, в 1945 г. арестованы еще 25 чел. Семьи осужденных подвергались высылке. Липецкий проповедник В. Д. Титов, получивший «слова наставления» от пастырей-буевцев, в 1944-1947 гг. был руководителем многих подпольных религиозных групп на территории Л. о. В 1944 г. в Ельце действовали 3 нелегальных молитвенных дома (в Елецком р-не тогда открытой оставалась 1 церковь). В 1949 г. в Ельце и районе была арестована группа из 14 ИПХ, в 1950 г. в Задонском р-не - 25 чел., из которых 21 чел. приговорены к 25 годам, а четверо - к 4 годам ИТЛ (ГАОО. Ф. Р-1591. Оп. 3. Д. 90. Л. 116). Во 2-й пол. 40-х гг. XX в. в крае действовали тайные общины последователей «епископа» Михаила Ершова. В 1950 г. по групповому делу михайловцев было осуждено более 20 чел. В настоящее время группы ИПХ, состоящие из потомков членов старых нелегальных общин Липецкого, Добровского и Лебедянского районов, малочисленны и не зарегистрированы.
С 50-60-х гг. XX в. в Л. о. получило распространение направление катакомбного движения, представители которого не порывали связи с РПЦ. Монахини разоренных монастырей, возвратившись из мест заключения и ссылок, начинали подвизаться в миру, образуя незарегистрированные общины. Центрами женского тайного монашества в 60-80-х гг. XX в. стали елецкий Вознесенский собор, Вознесенская ц. в с. Бурдине Тербунского р-на и Благовещенская ц. в с. Ожога Воловского р-на. Духовным руководителем общины при елецком Вознесенском соборе был его настоятель архим. Исаакий (Виноградов). Монахини образовали соборное сестричество, однако проживали в миру (в городе). Устройством тайной бурдинской общины по благословению архиеп. Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги; с 1972 митрополит) руководил схиархим. Виталий (Сидоренко; † 1992). В с. Ожога монашеская община была образована и долгое время существовала под рук. настоятеля прихода архим. Валерия (Мирчука; в схиме Серафим, † 2005). Синодальным постановлением от 16 июля 2005 г. Благовещенский приход был преобразован в мон-рь.
В сер. 90-х гг. XX в. в Л. о. под видом катакомбного движения начали действовать оппозиционные священноначалию РПЦ группы, часть из них впосл. откололась от Церкви. В янв. 2009 г., не признав Патриарха Кирилла, елецкий Знаменский мон-рь покинули духовник насельниц архим. Севастиан (Щербаков) и нек-рые сестры, организовавшие «скит» в с. Н. Казачье Задонского р-на.
Появление католиков на территории Л. о. связано с развитием в XIX в. Ельца как торгового и промышленного центра. В кон. XIX в. город стал местом расположения 52-го Нежинского драгунского полка, в котором служило значительное число выходцев из Польши и с Зап. Украины. Для них был построен костел, сильно поврежденный во время Великой Отечественной войны, позднее перестроенный и приспособленный под жилое здание. В наст. время католики на территории Л. о. представлены приезжими с Украины и из Казахстана, служащими итал. предприятий, постоянно проживающими в Липецке.
Небольшая община немцев-лютеран (см. Лютеранство) проживала в XIX - нач. XX в. в Ельце, где действовала кирха (перестроенное здание сохр.), а также в уездных городах на территории Л. о.- в Липецке, Усмани, Лебедяни, Задонске, Данкове, Раненбурге. В наст. время в регионе проживает несколько десятков семей лютеран.
В 1915 г. в Лебедянском у., по официальным данным, насчитывалось 5 евангельских христиан. В 1927 г. в Липецком у. их было 66 (большинство в дер. Синявка, ныне село Грязинского р-на). В общину с. В. Матрёнка Усманского у. (ныне Добринского р-на) в 1928 г. входили 200 чел. По данным на 1930 г., более 150 евангелистов проживали в Елецком р-не (без города).
Небольшие общины баптистов в 1925 г. имелись в селах Яблоново (совр. Краснинского р-на), Доброе (совр. Добровского р-на), Бутырки (совр. Грязинского р-на) и Горицы (совр. Добровского р-на; 16 чел., крупнейшая сельская община). До 1926 г. в Ельце действовал молитвенный дом, община насчитывала 100 чел.; к 1930 г. в городе числилось лишь 16 баптистов. В 1927 г. малочисленные сельские общины существовали в Липецком и Елецком уездах. Легальный статус в Л. о. баптисты приобрели во 2-й пол. 80-х гг. XX в., 1-я община зарегистрирована в 1992 г. К окт. 2015 г. в области было 7 зарегистрированных баптистских организаций (4 в Липецке, 2 в Усмани и 1 в дер. Хмелинец Елецкого р-на), 2 зарегистрированы как организации евангельских христиан (в Липецке и в с. Б. Кузьминка Липецкого р-на); остальные действовали без регистрации. Одна из зарегистрированных в Усмани баптист. орг-ций («Объединение церквей евангельских христиан-баптистов Липецкой области») входит в Российский союз евангельских христиан-баптистов. В Липецке действует «Учебный библейский центр Центральночернозёмного района». Одна баптист. община вместе с 4 неопятидесятническими состоит в Содружестве христианских церквей Липецка. В регионе имеются также общины, входящие в Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов (см. Инициативники): 2 в Ельце, по 1 в Лебедяни, Чаплыгине и селах Волово Воловского р-на и Тербуны Тербунского р-на.
Христиане веры евангельской (см. Пятидесятники) появились на территории Л. о. во 2-й пол. 20-х гг. XX в.; к 1931 г. существовали общины в Липецке и селах Н. Студенец (Патриаршее; ныне с. Донское Задонского р-на), Бутырки, дер. Синявка. В нач. 60-х гг. XX в. в Липецке активизировалась деятельность консервативных пятидесятников. К концу десятилетия их общины имелись также в Усмани с близлежащими селами и Ельце. Из-за преследования со стороны властей собрания общин проходили тайно; в 1972 г. к 3,5 годам лишения свободы был приговорен пастор липецкой общины Ф. Н. Федчик. Традиционные и либеральные пятидесятнические общины были зарегистрированы в Л. о. после 1991 г. Общины пятидесятников харизматического направления активно сотрудничают с региональной общественной орг-цией «Родители против наркотиков», занимаются реабилитацией наркоманов и алкоголиков, трудоустройством бездомных (в Липецке имеется 2 реабилитационных дома, в Ельце - 1). Без регистрации действует неск. групп, в т. ч. наиболее активная группа неохаризматического толка в Усмани; имеется также неопятидесятническая община в с. Преображеновка Добровского р-на.
По некоторым сведениям, адвентистские (см. Адвентисты) проповедники из Ленинграда посещали регион в 20-х гг. XX в. (Клибанов. 1969. С. 63-64). До 1975 г. адвентисты находились на нелегальном положении, затем получили разрешение открыть дом молитвы в Липецке. Относятся к Южному объединению Церкви христиан адвентистов седьмого дня. Имеются 2 зарегистрированные общины в Липецке и по 1 организации в Ельце, Данкове, Грязях, Усмани и пос. Лев Толстой. Незарегистрированные группы действуют в Добровском и Долгоруковском районах.
В Липецке зарегистрирована община методистов «Благовест».
Иеговы свидетели до сер. 90-х гг. XX в. были представлены сезонными рабочими с Зап. Украины и другими мигрантами. Община начала формироваться благодаря деятельности 2 польских проповедников, которые находились в Л. о. без регистрации, за что в нояб. 1997 г. были привлечены к адм. ответственности и покинули регион. В наст. время зарегистрирована 1 орг-ция иеговистов, в Л. о. насчитывается ок. 3 тыс. постоянных членов секты, их число растет.
Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) действовали без регистрации с 2001 г. под видом курсов англ. языка, как религ. орг-ция зарегистрированы в след. году. На стажировку в Липецк из США приезжают молодые мормоны, изучающие рус. язык.
С 2005 г. в Липецке действует община «Сурб Арутюн» (Св. Воскресение), к-рая входит в состав Новонахичеванской и Российской епархии ААЦ. Ведутся подготовительные работы по строительству храма в Липецке.
В XIX в. молоканство было распространено среди крестьян Раненбургского у. Рязанской губ. (ныне Чаплыгинский р-н Л. о.), молоканским центром стали с. Климово и смежная с ним дер. Жабино (ныне село). К 80-м гг. XIX в. 48 семей в Климове и Жабине открыто исповедовали молоканство, еще ок. 50 относились к «колеблющимся в вере»; число молокан возрастало. Перед 1917 г. в Жабине молокане составляли 50% населения. Тогда же, по офиц. данным, они проживали в Липецком у. и Лебедяни, а в с. Кривец и близлежащих селах Лебедянского у. насчитывалось 502 молоканина. Однако по сведениям, полученным от старожилов-молокан участниками «Липецкой экспедиции» Ин-та истории АН СССР (1960), только в с. Кривец до Октябрьской революции их проживало до 1 тыс. чел. В 1925-1927 гг. молокане жили в Грязинской вол. По оценке А. И. Клибанова, молоканство в Л. о. в 60-х гг. XX в. находилось «на грани исчезновения»: в с. Кривец в 1960 г. проживали 25 сектантов, в с. Борисовка их не осталось; в с. Жабине в 60-х гг. XX в. молокане составляли 8,4% всего населения (Клибанов. 1969. С. 65). В наст. время неск. малочисленных групп действуют без регистрации в Липецком, Добровском и Чаплыгинском районах.
Основную часть мусульман в Л. о. составляют сунниты - выходцы с Сев. Кавказа, татары и таджики. Представители азербайджанской диаспоры - шииты. До 2010 г. в Л. о. не было ни одной зарегистрированной мусульм. общины. Культовая деятельность была сосредоточена в религ. группах, сформированных по этническому принципу, гл. обр. дагестанских и татарских. «Местная религиозная организация мусульман Липецкой области» (МРОМ ЛО) в составе Духовного управления мусульман Российской Федерации была зарегистрирована в 2010 г. В МРОМ ЛО состоит более 12 тыс. чел. В 2011 г. подписан договор о сотрудничестве организации с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Л. о., в исправительных учреждениях действуют молельные комнаты. В мае 2014 г. в Лебедяни была открыта расширенная молельная комната с б-кой ислам. лит-ры. На липецком Косырёвском кладбище имеется мусульм. сектор.
Иудаизм на территории Л. о. начал распространяться во 2-й пол. XIX в. в связи с расселением евреев по уездным городам губерний Центр. России. Самой крупной была евр. община в Ельце, численность которой к нач. XX в. превышала 800 чел. В 1900 г. было разрешено открыть в городе синагогу (разрушена в 1969), школу, создать кладбище. Во время первой мировой войны еврейское население Ельца увеличилось за счет 500 беженцев из Польши. В Липецке в 1910 г. проживали 111 евреев, имелось еврейское кладбище; к 1939 г. их численность выросла до 285 чел. В 1945 г. власти отказали группе липецких иудеев в открытии синагоги. В наст. время в Л. о. проживает ок. 2,5 тыс. евреев. В Липецке действуют евр. общинный центр и синагога. Липецкая община «Лехаим», елецкая община «Хаим» и евр. община Лебедяни входят в Федерацию еврейских общин России. В Объединение религ. орг-ций совр. иудаизма в России входит липецкая община, при которой в 1999 г. была создана группа «Эсфирь» жен. евр. орг-ции «Проект Кешер».
Липецкая община Международного об-ва «Сознание Кришны» зарегистрирована в 2002 г. Неоязычество представлено зарегистрированной как общественное объединение общиной «Ведическая Русь», а также незарегистрированными организациями «Искон», «Липецкая родноверческая община «Лада»», историко-патриотическим клубом «Витязи Сварги», входящими в объединение «Родноверы Черноземья». Деятельность ряда клубов исторической и военно-исторической реконструкции, а также проведение с 2005 г. в Л. о. ежегодного международного фестиваля военно-исторической реконструкции «Русборг» привлекают внимание молодежи к истории дохристианской Руси. Без регистрации действует движение «анастасийцев». Как общественное объединение зарегистрировано местное отд-ние партии «Воля» С. М. Пеуновой, распространяющей солярный культ Майтрейи-Митры. В том же статусе было зарегистрировано действовавшее с 1995 г. липецкое региональное отделение «Центра Шри Чинмоя»; в окт. 2015 г. оно было ликвидировано решением Липецкого областного суда, поскольку устав Центра противоречил российскому законодательству. В 80-х гг. XX в. популярность приобрело движение последователей П. К. Иванова.
В XVIII в. хлыстовство (см. Хлысты) было распространено в Усманском у. Участвовавший в радениях с.-петербургского кружка Е. Ф. Татариновой отставной подполковник А. П. Дубовицкий, по свидетельству П. И. Мельникова (Андрея Печерского), в 20-х гг. XIX в. в своем имении в сельце Суходол Елецкого у. (ныне село Краснинского р-на) организовал хлыстовский «корабль» и стал его «кормщиком». В 1824 г. помещик был сослан в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. монастырь. В 1-й пол. XIX в. хлыстовские общины имелись и в Раненбургском у. Летом 1868 г. богослов и церковный историк Н. И. Барсов преимущественно в Липецке собрал 145 хлыстовских песен (Барсов Н. И. Рус. простонародный мистицизм. СПб., 1869. С. 2). Во 2-й пол. XIX в. сектанты проживали также в Змиевской и Ягодновской волостях Данковского у. В нач. XX в. их поселение в этом уезде посетил поэт Н. А. Клюев. В 1930 г. существование группы хлыстов отмечалось на границах Чернавской и Долгоруковской волостей (ныне территория Долгоруковского и Измалковского районов). В 1925-1927 гг. в Лебедянском у. проживали 75 приверженцев новохлыстовской секты «Новый Израиль».
В 1-й пол. XIX в. в Усманском, Раненбургском и Елецком уездах отмечалось существование скопцов. По приговору Рязанской палаты уголовного суда от 1809 г. скопцы Раненбургского у. были отданы в солдаты, однако после 1815 г. многие из них оказались в Москве приписанными к купцам, мещанам и цеховым.
В 1915 г. в Лебедяни были зафиксированы 53 субботника (см. Иудействующие). В 1925 г. в Липецке и Лебедяни их насчитывалось ок. 100 чел.
С кон. XVI до нач. XIX в. основным материалом церковного строительства в Липецком крае оставалось дерево. Древнейшими каменными памятниками храмового зодчества на территории совр. Л. о. являются Троицкий собор, Ильинская и Успенская церкви лебедянского Троицкого мон-ря, сооруженные во 2-3-й четв. XVII в. Троицкий собор - архаичный крестово-купольный 5-главый храм; бесстолпные Успенская и Ильинская церкви представляют собой переходный этап к храмам нового типа «восьмерик на четверике».
Каменные церковные здания 1-й пол. XVIII в. единичны, среди них - Древнеуспенская ц. Паройской пуст. в Липецке (придельный престол освящен в 1701, главный - в 1730), Рождество-Богородицкая ц. в Лебедяни (до 1710), Покровская ц. в с. Одоевщине Данковского р-на (1742). Для всех характерны архаизация форм и скромный стилевой декор. Из-за архаичности форм, типичных для XVI-XVII вв., и использования в кладке стен известняковых блоков мн. исследователи относили к более раннему времени Казанскую ц. в с. Талица Елецкого р-на (построена и освящена в 1768), к-рая имеет оригинальную шатровую конструкцию покрытия 2-светного восьмерика.
Храмостроительство 3-й четв. XVIII в. представлено по преимуществу типом храмов «восьмерик на четверике» с вариациями соотношения их пропорций в формах позднего провинциального барокко. Это Спасская ц. в с. Хрущёве-Подлесном (1760) Данковского р-на, Введенская (1761) и Преображенская (1761-1771) церкви в Ельце, Староказанский собор в Лебедяни (1771), Знаменская ц. в дер. Знаменка Задонского р-на (1775). Двусветный четверик положен в основу композиции Никольской ц. в дер. Жуково (1761-1767) и Знаменской ц. в с. Спешневе-Подлесном (1734-1758) Данковского р-на. Уникальны для региона планировка и объемно-пространственная композиция Сергиевской ц. в с. Липовка Задонского р-на (1769). Исключительной по художественной ценности архитектурного декора (руинирован) и единственной храмовой постройкой, представляющей высокое барокко, является Покровская ц. в с. Репец (1767-1770), близкая по стилевой характеристике к работам архит. Д. В. Ухтомского.
Формы позднего провинциального барокко отчасти сохраняются в сельском и городском храмостроительстве посл. четв. XVIII в. (Богоявленская ц. в с. Паниковец Задонского р-на (1773-1793), Вознесенская ц. в с. Вислая Поляна Тербунского р-на (1792)). Переходными чертами от позднего барокко к раннему классицизму отмечена архитектура Архангельской ц. в дер. Танеевке Елецкого р-на (1775), Архангельской ц. в с. Петровском Измалковского р-на (1786), Варваринской ц. в с. Н. Ломовец Долгоруковского р-на (1797). Наиболее интересные памятники в этой группе храмов - Покровская ц. в с. Покровском Становлянского р-на (1783-1788) и Алексиевская ц. в с. Докторове Лебедянского р-на (1782).
Утверждение форм раннего классицизма в церковном зодчестве на территории Липецкого края наиболее полно и разнообразно представлено группой усадебных храмов бывшего Данковского у. Рязанской губ. Здесь располагались усадьбы, принадлежавшие представителям родов старой аристократии - князьям Барятинским, Голицыным, Гагариным, а также графам Остерманам, дворянам Еропкиным и Муромцевым, что предопределило их тесную связь с московским зодчеством. В течение 2 посл. десятилетий XVIII в. и нач. XIX в. были возведены Казанская ц. в с. Еропкине (1772-1779), Преображенская ц. в с. Хитрове (1787), Знаменская ц. в с. Спешневе-Ивановском (1791-1796), Казанская ц. в с. Стрешневе (1791-1795), Вознесенская ц. в с. Скородном (1802). Редким образцом не подвергшегося перестройке кладбищенского храма екатерининской эпохи является Казанская ц. в Ельце (1781). Примером раннего классицизма, уже свободного от реминисценций позднего барокко, является Успенский собор в г. Задонске (1798-1809). Исключительными художественными достоинствами обладают 2 храмовые постройки кон. XVIII в., традиционно связываемые с именем русского зодчего В. И. Баженова: Знаменская ц. в с. Вешаловке Липецкого р-на (1784-1794) - прекрасный образец «русской готики», и Владимирская ц. в с. Баловнёве Данковского р-на (1789-1797) - единственный на территории края 2-колоколенный храм, в архитектуре которого сочетаются классицизм баженовской школы и ранние мотивы архитектурного преромантизма. В этот период в Липецке был возведен Христорождественский собор (1791-1803), в основу к-рого положен проект Н. А. Львова, разработанный для храма в усадьбе П. Л. Вельяминова (трапезная и колокольня были построены в 1-й пол. XIX в.). Возможно, Львову принадлежит авторство проекта колокольни в виде маяка Иоанно-Предтеченской ц. в с. Ивановка Добринского р-на, уникальной по архитектурной композиции не только для региона, но и для России. Черты высокого классицизма присущи Троицкому собору в Чаплыгине (1806-1818, архит. И. Г. Сулакадзев) и Архангельской ц. в с. Скорнякове Задонского р-на (1799-1812).
Черты позднего классицизма характерны для архитектуры храмов на протяжении 1-й пол. XIX в. В Лебедяни возводят Новоказанский собор (1828-1835) и Никольскую ц. (1831), в с. Волотове (ныне Лебедянского р-на) - Троицкую ц. (1824-1833). Один из лучших образцов храмового зодчества этого периода - ансамбль Троицкой ц. и колокольни в с. Новотроицком Долгоруковского р-на (1809-1815). В Ельце построена Успенская ц. (1815-1829). В с. Кашары (ныне Задонского р-на) сооружен храмовый ансамбль, включающий единственную на совр. территории митрополии 2-ярусную церковь-ротонду св. Автонома и храм-колокольню свт. Митрофана Воронежского (1822-1823). Особая изысканность стилевого решения присуща Знаменской ц. в бывш. с. Кузьминка Лебедянского р-на (1797-1822). Проект этого храма близок к работам архитекторов из круга Р. Р. Казакова. Никольская ц. в с. Урусове Чаплыгинского р-на (1831) - редкий пример усадебного позднеклассицистического 5-главого храма. Практически все усадебные и сельские храмы периода позднего классицизма однокупольные: Христорождественская ц. в с. В. Колыбелька Хлевенского р-на (1829), Богоявленская ц. в с. Донская Негачёвка Хлевенского р-на (1836), Скорбященская ц. в с. Грунин Воргол Становлянского р-на (1836).
Храмостроительство в формах упрощенного позднего классицизма сохраняется на территории края в отдельных случаях вплоть до 3-й четв. XIX в. Примеры тому - Троицкая ц. в с. Крутченская Байгора Усманского р-на (1850), Покровская ц. в с. В. Ломовец Долгоруковского р-на (1854), Ильинская ц. в с. Панине Добровского р-на (1858), Введенская ц. в с. Елецкая Лозовка Хлевенского р-на (1874). Наиболее поздний по времени возведения пример использования стилевых форм классицизма - Троицкая ц. в с. Б. Хомутец Добровского р-на (1880). В ряде храмов 2-й пол. XIX в., несмотря на эклектический характер архитектурного решения, сохраняется объемно-пространственная характеристика эпохи классицизма: Христорождественские церкви в Липецке (1859-1869) и в с. Кузьминские Отвержки Липецкого р-на (1857-1858).
Интересным примером использования отдельных мотивов «русской готики» в классицистическом храмостроительстве является Покровская ц. в с. Павловка Добринского р-на (1806). Уникальным для храмового зодчества края образцом раннего романтического историзма (псевдоготика) является Казанская ц. в пос. Колодезском Задонского р-на (1837).
Русско-визант. стиль, разработанный К. А. Тоном для храмового зодчества России в период правления имп. Николая I, представлен 2 постройками Тона - Вознесенским собором в Ельце (1845-1889) и Владимирским собором в задонском Рождество-Богородицком мон-ре (1845-1853). Единственной постройкой этого периода, обращающейся к композиционному решению церкви «иже под колоколы», является Димитриевская ц. с. Пушкине Добринского р-на (1860).
Церкви, возведенные во 2-й пол. XIX - нач. XX в., как правило, представляют типовое строительство или близки к нему (Тихвинский собор в Данкове (1861-1872), Воздвиженская ц. в с. Соловьёве Становлянского р-на (1876-1886)). Мн. церкви Ельца были перестроены в 60-90-х гг. XIX в. в формах псевдорус. стиля (Архангельская, Покровская, Преображенская, Христорождественская церкви). Элементы псевдовизант. стиля использованы в архитектуре Владимирского собора Троекуровского Свято-Димитриевского Иларионовского мон-ря (1881-1893).
Наиболее выразительные в художественном отношении храмы псевдорус. и «кирпичного» стиля были построены по проектам столичных зодчих (А. Н. Померанцева - Димитриевская ц. в с. Берёзовка Данковского р-на (1893-1897), М. Е. Месмахера - Димитриевская ц. с. Коробовка Грязинского р-на (1879-1884), А. С. Каминского - храм Елецкой иконы Божией Матери в Ельце (1893-1915)). По проекту А. А. Авдеева в 1878 г. в с. Круглом (ныне Данковского р-на) был возведен Христорождественский храм. Черты стиля модерн прослеживаются в архитектуре «Великокняжеской» ц. (св. благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского) в Ельце (1909-1911).
История иконописания на территории совр. Л. о. до XIX в. практически не исследована. Немногочисленные известные по дореволюционным фотографиям иконостасы, относящиеся к периоду до XIX в. (Древнеуспенская ц. в Липецке, Знаменская ц. в с. Спешневе-Ивановском Данковского р-на), не сохранились. Известно, что центральная часть иконостаса Знаменской ц. в с. Спешневе-Ивановском была исполнена в формах высокого классицизма с элементами ампирного декора, боковые - в формах раннего классицизма (вероятно, они были современны храму, т. е. созданы в 90-х гг. XVIII в.). В 1805 г. был установлен иконостас (не сохр.) Христорождественского собора в Липецке, иконы для к-рого писал воспитанник С.-Петербургской Имп. АХ Т. Ф. Дурнов. С его именем связаны, возможно, и сохранившиеся фрагменты настенных росписей в этом же храме (в т. ч. сцена «Снятие с креста», о к-рой упом. С. П. Жихарев в «Записках современника»). К 1846-1847 гг. относится создание в ампирных стилевых формах иконостаса (не сохр.) Троицкого собора в Липецке.
Фрагменты позднеклассицистических росписей интерьера в технике гризайль сохранились во Владимирской ц. в Ельце и в Казанской ц. в пос. Колодезском Задонского р-на.
Для иконостаса придельного алтаря Знаменского храма (не сохр.) в с. Знаменском Лев-Толстовского р-на по заказу графини Н. А. Толстой иконы написал московский живописец М. И. Скотти.
По сути единственным центром иконописания на территории современной Л. о. был Елец, являвшийся уездным городом Орловской губ. В 1787 г. здесь работали 5 иконописцев. В 1865 г. иконы для придела свт. Тихона Задонского Владимирской ц. в Ельце написал А. И. Ляпин. В 1879 г. в елецком Знаменском монастыре была открыта иконописная школа-мастерская. Молодые послушницы проходили здесь обучение у живописца П. А. Соколова, правнучатого племянника свт. Тихона Задонского. Об этой школе упоминал посетивший Елец в 1885 г. В. И. Немирович-Данченко. В 1886 г. 7 инокинь под рук. Соколова расписали верхний летний храм Знаменского собора мон-ря. Широко известен монументальный иконостас Вознесенского собора в Ельце (1-й ярус и сень над царскими вратами деревянные, 2 верхних яруса лепные, из алебастра), спроектированный Каминским в формах эклектики в 1878 г. Иконы для него написали А. И. Корзухин и К. В. Лебедев.
Керамический 2-ярусный иконостас «Великокняжеской» ц. в Ельце, близкий к формам стиля модерн, был изготовлен в Абрамцевской гончарной мастерской. Один из основателей мастерской, П. К. Ваулин, упоминает об иконостасе в докладе на Всероссийском съезде художников в С.-Петербурге в 1911 г. Уроженцем с. Тёплого Лебедянского у. был живописец Т. Е. Мягков. Он выполнил ряд работ для церквей в городах, ныне находящихся на территории области: Димитриевской (1834, 9 больших полотен и 4 иконы) и Георгиевской (5 больших полотен и 23 иконы) в г. Данкове, Владимирской ц. в Ельце (1842-1844), а также для соборов: Владимирского задонского Рождество-Богородицкого мон-ря (ок. 1850, иконы для иконостасов), Новоказанского в Лебедяни (1855-1861, росписи). В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранится «Распятие», написанное Мягковым.
Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в иконописании края, как и повсеместно в России, господствовала академическая эклектика. При оформлении храмов в нач. XX в. наиболее часто копируемым живописцем становится В. М. Васнецов, пытавшийся создать единый «религиозно-национальный» стиль (напр., росписи ц. св. Автонома в с. Кашары Задонского р-на).